пятница, 20 июня 2014 г.

Марафон "Мечта идиота". Глава 8.

О проекте можно узнать ТУТ.

 

Илья Ильф и Евгений Петров

Золотой телёнок

 

Глава 8.

 Кризис жанра.


– Райская долина, – сказал Остап, – Такие города приятно грабить рано утром, когда еще не печет солнце. Меньше устаешь.

Встретилось ещё одно слово, которое меня заинтересовало:

 "Позавчера мне, например, снились похороны микадо, а вчера – юбилей Сущевской пожарной части."

Микадо...
Учитывая, что в нашем городе есть кафе японской кухни с одноименным названием, я просто не могла не обратиться к всезнающей Википедии:
 Микадо (яп. 帝(御門)?, «высокие ворота») — древнейший, теперь уже неупотребительный титул для обозначения светского верховного повелителя Японии, в настоящее время называемого тэнно (сын неба). Термин означал не только самого монарха, но его дом, двор и даже государство. Коренные японцы не используют этот термин — он был исключён из официальных документов.

 – И давно вы живете таким анахоретом?


 Анахоре́т (греч. ἀναχωρητής) — удалившийся от мира, отшельник, пустынник. Так называется человек, который ради христианского подвижничества живёт в уединённой и пустынной местности, по возможности чуждаясь всякого общения с другими.

 До самого конца своей службы он (Федор Никитич Хворобьев) не знал, как расшифровать слово «Пролеткульт», и от этого презирал его еще больше.

Федор Никитич не знал, а я поинтересовалась и узнала  :)))

Пролетку́льт (сокр. от Пролетарские культур­но-просветительные организации) — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год.

 А вот из быта того времени:

Спрыснутые водой деревянные тротуары были чисты и прохладны.

Представляете, тротуары в те времена мыли!!!! Даже в таких маленьких провинциальных городах.

А вот какая была реклама:

Общий вид пассажира вызывал в памяти старинную рекламу патентованной мази, начинавшуюся словами: «Вид голого тела, покрытого волосами, производит отталкивающее впечатление».

– Вам не стыдно?
– Чего? – спросил Остап.
– Того, что вы собираетесь платить за краску живыми деньгами?
– Ах, вы об этом, – сказал Остап. – Признаюсь, немного стыдно. Глупое положение, конечно. Но что ж делать? Не бежать же в исполком и просить там красок на проведение «Дня жаворонка». Они-то дадут, но ведь мы потеряем целый день.


Картины из овса... это что-то...

– Овсом оно, конечно, способнее! – воскликнул Остап. – А Рубенс-то с Рафаэлем дураки – маслом старались. Мы тоже дураки, вроде Леонардо да Винчи. Дайте нам желтой эмалевой краски.

Не устаю удивляться сообразительности Остапа:

– Ну, как яровой клин? – спросил Остап, просовывая голову сквозь решетку садика. – Посевкампания, я вижу, проходит удачно. На сто процентов! Но – все это чепуха по сравнению с тем, что я видел в Москве. Там один художник сделал картину из волос. Большую картину со многими фигурами, заметьте, идеологически выдержанную, хотя художник и пользовался волосами беспартийных, – был такой грех. Но идеологически, повторяю, картина была замечательно выдержана. Называлась она «Дед Пахом и трактор в ночном». Это была такая строптивая картина, что с ней просто не знали, что делать. Иногда волосы на ней вставали дыбом. А в один прекрасный день она совершенно поседела, и от деда Пахома с его трактором не осталось и следа. Но художник успел отхватить за выдумку тысячи полторы. Так что вы не очень обольщайтесь, товарищ Мухин! Овес вдруг прорастет, ваши картины заколосятся, и вам уже больше никогда не придется снимать урожай.




И немного "поэзии":

Зубчатый лес подходил к городу. Дорога петлями падала с обрыва.

"... вынуть из кармана коробочку спичек, на которой изображен самолет с кукишем вместо пропеллера и подписью «Ответ Керзону», полюбоваться на свежую пачку папирос и закурить, спугнув кадильным дымом пчелу с золотыми позументами на брюшке."

 Давно вам обещала рассказать кто такие Кукрыниксы.
Часто встречала иллюстрации, подписанные как "Кукрыниксы".
Я лично знаю только такую рок-группу :)))
И опять-таки обратилась к Википедии:
Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).



 Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.


В своих постах я часто использую именно иллюстрации этого творческого коллектива, взятые ТУТ, кстати там можно и почитать "Золотого телёнка".
Очень они мне нравятся :))))

 На сегодня всёёёёёёё!!!!

Всем добра, радости и приятного чтения!!!!

                                                                                                                    М.А.

4 комментария:

  1. Маша, очень интересно пишешь! Вот прям так пишешь, что хочется бросить все дела и перечитать книгу заново! С удовольствием читаю твои посты! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Ирина :)) Очень приятно слышать, я ведь совсем-совсем не "писатель", и даже не "говоритель" :)))) Это всё Ильф и Петров :)))
      Очень рада, что нравится читать, значит не зря я затеяла всё это ;)))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Маша! Спасибо за пост, особенно за Кукрыниксов. Читая 8 главу, обратила внимание на два момента: когда Остап предлагает Хворобьеву вылечить его от снов, то говорит, что "Сон-это пустяки. Главное-это устранить причину сна. Основной причиной является самое существование советской власти. Но в данный момент я устранять ее не могу." Ведь тогда, когда роман писался, эта фраза была смешной, потому что нельзя было допустить, что нет советской власти. а сейчас - это свершившийся факт.
    И еще о картинах, овсом в том числе. В книге Дмитрия Быкова "Икс" ( совсем не юмористической) есть фрагмент о посещении Бернардом Шоу Москвы в 1930 году. И там читаем: "В следующем шатре, куда они зашли, маленький сухонький мужичок выкладывал на холсте картины из зерна. Мужичка представили художником Николаем Ржаным. Ржаной запускал руку в мешок и резво бросал горсть зерна на полотно, смзанное клеем. за десть минут он изобразил невозможно уродливый, очень похожий портрет Шоу с овсяной бородой и кукурузными глазками". Что это: такие картины были действительно или на Быкова оказал влияние "Золотой теленок"? С нетерпением жду Вашего рассказа о следующей главе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Интересные моменты вас заинтересовали :))) Я в свою очередь "покопалась" в интернете и нашла кое-что... Картины из овса и прочих материалах, описанных в книге - это реальный факт!!! Я немного написала на эту тему в посте о следующей 9 главе :))

      Удалить